2018

Новости за 2018 г.

Данный раздел закрывается, все новости -2019 смотрите в разделе «Новости». Но сперва новость от 23 декабря (см.ниже):

23 декабря

В одноименном разделе сайта опубликован свежий номер «Машезерского вестника» — №25.

9 декабря

В одноименном разделе сайта опубликован свежий номер «Машезерского вестника» — №24.

1 декабря

В одноименном разделе сайта опубликован свежий номер «Машезерского вестника» — №23.

15 ноября

В одноименном разделе сайта опубликован свежий номер «Машезерского вестника» — №22.

23 октября

В одноименном разделе сайта опубликован свежий номер «Машезерского вестника» — №21.

6 октября

В одноименном разделе сайта опубликован свежий номер «Машезерского вестника» — №20.

4 октября

КНИГА «МАШЕЗЕРО — МОЯ РОДИНА» (изд.6, 2018) ТЕПЕРЬ И В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ВСЕГО ЗА 1500 р.! Вам нужно лишь предварительно позвонить 8-921-451-93-38 и сообщить о желании приобрести книгу. По перечислении вами суммы за книгу на этот же номер (он привязан к карте Сбербанка) книга в формате PDF сразу же поступает на указанный вами и-мейл адрес. Часть средств идет на поддержку проекта по предстоящему строительству часовни Фаддея Петрозаводского на пл.Кирова (Петрозаводск). Дальнейшее распространение вами полученной книги воспрещается, согласно авторскому праву. Остался один бумажный экземпляр с односторонней печатью за 2000 р. Спешите приобрести!

3 октября

Публикуем интересные данные замера воды в Машезере в сентябре, выполненные Дмитрием Нечаевым:

Дата / Температура
1.9    16.5
2.9    17
5.9    17
9.9    16
11.9  15
13.9  13
15.9  13
17.9   12
19.9   11
22.9   13
24.9   11
25.9   10.5
28.9    8
29.9    7
1.10   6.5

29 сентября

Публикуем три ссылки (три части) на проповедь отца Константина после Божественной Литургии 29-го сентября:

https://cloud.mail.ru/public/CSVG/nvSaFcGpX

https://cloud.mail.ru/public/D2qJ/MarYuEzic

https://cloud.mail.ru/public/NA7k/BMAuoz482

22 сентября

Публикуем три ссылки (три части) на проповедь отца Константина после Божественной Литургии 22-го сентября,а ниже фото празднования дня рождения настоятеля, хоть и с небольшим опозданием:

https://cloud.mail.ru/public/DMiK/q7bEktDJf

https://cloud.mail.ru/public/9GX8/czLkvAH1w

https://cloud.mail.ru/public/DYzP/m69ZQ3obz

This slideshow requires JavaScript.

19 сентября

Публикуем очень красивые сентябрьские виды озера с 9 по 18 сентября. Фотографии сделаны Дмитрием Нечаевым.

14 сентября 2018

18 сентября 2018

10 сентября 2018

9 сентября 2018

16 сентября

В одноименном разделе сайта опубликован свежий номер «Машезерского вестника» — №19.

15 сентября

Ниже приведены ссылки на две проповеди отца Константина (в трех частях) от 15 сентября:

https://cloud.mail.ru/public/6aHA/StbDmQz53

https://cloud.mail.ru/public/36Ff/8aSGrPCwb

https://cloud.mail.ru/public/KUHr/XrD5rcL1n

9 сентября

В 15 ч. в храме состоялось Таинство Венчания.

8 сентября

Публикуем три ссылки (три части) на проповедь отца Константина 8 сентября в храме (ниже следуют фото):

https://cloud.mail.ru/public/7zCU/3uMYXxaPd

https://cloud.mail.ru/public/DnQ7/A8QntJsff

https://cloud.mail.ru/public/DSht/QhcbEPMiS

This slideshow requires JavaScript.

1 сентября

Публикуем две ссылки (две части) на проповедь отца Константина 1 сентября в храме:

https://cloud.mail.ru/public/7sMY/MdiZkRUA3

https://cloud.mail.ru/public/J32S/t7YxLAYYo

24 августа

В одноименный раздел добавлен новый номер «Машезерского вестника» — №18.

18 августа

Ниже приводим ссылки на две проповеди отца Константина от 18 августа в храме:

https://cloud.mail.ru/public/M96m/k6dFHvjhr

https://cloud.mail.ru/public/BD3t/jrncHTvN3

This slideshow requires JavaScript.

 8 августа

В одноименный раздел сайта добавлен свежий номер «Машезерского вестника» — №17.

2 августа

2 августа — престольный праздник в машезерском храме, поскольку второй престол на верхнем этаже посвящен святому пророку Божьему Илии, храм в честь которого располагался на близлежащем острове до 19 августа 1972 г. (дата установлена точно и окончательно). Поскольку Литургии в этот день не было, то миряне почитали акафист этому строгому и аскетичному подвижнику благочестия, а затем на приходской шлюпке съездили на остров и помолились в новой часовне-киоте, которая была отстроена членами некоего православного Ордена Иоасафа Машезерского в прошлом году и освящена 23 сентября. Часовня также построена в честь Иоасафа, который возродил в 1563 г. располагавшуюся на острове до него древнюю обитель, превратив ее в мужской монастырь (упразднен в 1764 г.). Фото — ниже.

This slideshow requires JavaScript.

Источник фото: https://vk.com/mashesero?ysclid=lestgiolg4602661377

Ниже фото администратора сайта:

This slideshow requires JavaScript.

НИЖЕ — НЕБОЛЬШОЕ ВИДЕО С ОСТРОВА:

https://cloud.mail.ru/public/7eJn/NfGDmrQ1g

1 августа

1 августа в машезерском приходе традиционно отмечается престольный праздник в честь Прп. Серафима Саровского. В этот день десятки благочестивых богомольцев стекаются в старинное село Машезеро. В этом году храм снова едва вместил всех желающих – многие стояли в притворе. Настоятелю храма сослужили священник отец Виктор Заровняев, алтарник храма Анатолий Медведев, а также хор под руководством Татьяны Быковой. По окончании водосвятного молебна прихожане прошли крестным ходом вокруг храма. Отец Константин произнес яркую проповедь, ссылку на которую мы публикуем ниже. Далее праздник продолжился за щедро накрытыми столами в приходском доме стараниями многих и многих людей. Общая хозорганизация и руководство всем хозпроцессом — Нины Павловны Лисовой и Анатолия Васильевича Медведева.

…Батюшка Серафим недаром столь любим и почитаем народом России за свою сложную, аскетичную и строгую  жизнь в духовном и телесном отношениях. Его несоизмеримая доброта и отзывчивость к людям в сочетании с жестким отношением к себе и воздержанием, неподъемными для обычного человека подвигами в подражании Христу поистине удивляют все новые и новые поколения православных христиан. День памяти Преподобного Серафима – повод для каждого соотнести свою жизнь, полную суетных и греховных проявлений, с жизнеописанием подвижника благочестия прошлого. Едва ли мы, слабые потомки, способны наложить на себя хоть толику тех самоограничений, что выпали на долю Серафима Саровского по его собственному произволению и Божьему благословению. Но что нас должно объединять – вера в Христа, его помощь и общение с людьми, желающих его участия в жизни. Какие бы ни происходили в жизни изменения социального, экономического или политического характера, православным христианам следует оставаться всегда одинаковыми, неизменными и четко следовать заветам нашего Спасителя. Не всем удается: одни вступают на духовный путь и ломаются вследствие несоразмерности своего духовного состояния и желания, другие мечутся между нормами Церкви и светского мира, третьи все же стараются соблюдать церковные догматы и предписания, встроив их в систему своей жизни. Пускай же Преподобный Серафим объединит всех людей, находящихся на разных ступенях своего духовного развития и придаст силы и веру в жизнь вечную. Да будет так.

Фотоотчет праздника — отдельным альбомом в разделе сайта «Фото». Ниже — ссылка на видеопроповедь отца Констатина.

https://cloud.mail.ru/public/8rWV/6UWBW9Nig

31 июля

Публикуем свежие фото с Ильинского острова. Часовня, выстроенная Орденом Иоасафа Машезерского, похорошела. Трава вокруг фундамента старой церкви скошена неизвестными добрыми людьми.

This slideshow requires JavaScript.

23 июля

В одноименный раздел добавлен очередной номер «Машезерского вестника» — №16.

21 июля

Празднование Казанской иконы Божьей Матери. Ниже приводим проповедь отца Константина в двух частях (ссылки ниже) и фото:

https://cloud.mail.ru/public/Hmdd/8G6ynVDK5

https://cloud.mail.ru/public/Afcs/dTzBss6kf

Фото:

This slideshow requires JavaScript.

16 июля

Накануне столетия со дня убиения Царской семьи публикуем проповедь отца Константина от 14 числа в двух частях. Также несколько фото со службы.

https://cloud.mail.ru/public/Bgs9/tV6uyH4CB

https://cloud.mail.ru/public/GN8q/sPXcRMvAz

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

10 июля

На киоте, который находится на Ильинском острове, появились архитектурные обновления:

This slideshow requires JavaScript.

7 июля

Состоялась Божественная Литургия. Провел ее сегодня отец Виктор (Заровняев), а отец Константин исповедовал и совершал водосвятный молебен. Проповедь отца Виктора смотрите по этим двум ссылкам (части 1 и 2):

https://cloud.mail.ru/public/3QMh/c5zWuhcDk

https://cloud.mail.ru/public/H7W8/8656i6pWZ

Краткие наставления отца Константина смотрите здесь по двум ссылкам:

https://cloud.mail.ru/public/3rSG/msGkFF28q

https://cloud.mail.ru/public/LZ4o/WJSx4Zyxt

Смотрите также фотоотчет:

This slideshow requires JavaScript.

5 июля

В раздел «Видео» добавлены избранные проповеди отца Константина за 2017 г., а также АУДИОпроповеди батюшки за этот же год. НЕ пропустите!

30 июня

В раздел «Видео» добавлены записи за 2015 г. Не пропустите!

Состоялась Божественная Литургия. Народу собрался полный храм, особенно много было молодых ребят из города лет до 30, не больше. По окончании отец Константин напомнил собравшимся, в особенности машезерцам, что раз в неделю все-таки нельзя забывать посещать храм, оставляя в стороне житейские заботы. Машезеро — село большое, а вот народу ходит не так много, как хотелось бы. Вторая часть послания настоятеля стала своеобразным научно-популярным экскурсом в науку, которой не стоит пренебрегать ни атеистам, ни верующим. У Бога сокровенное — не запретное, но хранимое до времени, и потому наука помогает верующим глубже познать смысл и характер бытия с Божественной точки зрения, с позиции Создателя всего сущего. Также наука способствует людям веры грамотно отвечать на выпады среды атеистической, отрицающей законы Бога, Творца, существования души и посмертной жизни. Не желая и не умея понять религию, воспринимая ее в качестве мракобесия, атеистически настроенная часть общества в то же время не в состоянии объяснить уже известные и доказанные законы материального мира, которые проходят еще даже в школе (например, волновой корпускулярный дуализм и его применение). По их мнению, многие вещи, которые мы воспринимаем как само собой разумеющееся, возникли сами по себе, равно как и сама жизнь, по их мнению, вследствие случайности. Но случайность — это непознанная закономерность. Развитие современной науки всё больше заводит тех же приверженцев точных наук в тупик: атеисты отрицают подлинность Туринской плащаницы, считая ее подделкой, однако не могут, к счастью, воссоздать эту самую «подделку», дабы посрамить верующих, поскольку факты — вещь упрямая, и они свидетельствуют о свойствах Плащаницы, которые нынешнее научное мышление не в состоянии объяснить.  В приведенных ниже двух отрывках из проповеди отец Константин противопоставляет мышление религиозное и атеистическое. Сразу отметим, что проповедь эта неполная ввиду технической неполадки (минут 5-7 проповеди не вошли в запись), однако расшифровка всей аудиозаписи будет помещена в «Машезерском вестнике» (см.одноименный раздел сайта) в одном из осенних номеров. Ниже — фото с Литургии, аудиозапись ВСЕЙ проповеди и две ссылки на видеопроповедь.

This slideshow requires JavaScript.

Аудиозапись ВСЕЙ проповеди от 30.06.2018: аудиопроповедь 30.06.2018 ЦЕЛИКОМ

Видеопроповедь от 30 июня 2018:

1) часть 1: https://cloud.mail.ru/public/JWfm/8WkP2sL33

2) часть 2: https://cloud.mail.ru/public/9E35/Y5ScqN1NW

3) часть 3: https://cloud.mail.ru/public/75TX/NLGcuVoQ5

27 июня

В одноименном разделе сайта выложен очередной номер «Машезерского вестника» — №15.

ТЕПЕРЬ И ВИДЕО НА НАШЕМ САЙТЕ!!

 Раздел «Видео» существенно обновился, не пропустите.

Смотрите 2 проповеди о.Константина от 23 июня 2018 г. Вот ссылки:

https://cloud.mail.ru/public/JKn7/fqmKqkfFQ

https://cloud.mail.ru/public/FkM1/RHFN5yPoF

Две проповеди от 28 мая:

https://cloud.mail.ru/public/Ca4C/mYtNPXHmP

https://cloud.mail.ru/public/BJVa/RQY4jDxhs

Проповедь от 16 июня:

https://cloud.mail.ru/public/7Pzu/UeSMsxPe2

25 июня

Публикуем добавочные фотографии (автор — прихожанин Александр Семёнов) с первой в истории Машезера Архиерейской службы. Основной альбом — в разделе «Фото» от 10 июня 2018 г.

This slideshow requires JavaScript.

23 июня

Состоялась Божественная Литургия и три Крещения.

This slideshow requires JavaScript.

18 июня

Пресс-служба машезерского прихода не могла не обратить внимание, что у киота в честь Иосафа Машезерского на острове Ильинском появились резные украшения, преобразившие часовенку в лучшую сторону. Смотрите присланное нам видео:  https://cloud.mail.ru/public/MYE9/x6niVw2ff

  См.также фото.

This slideshow requires JavaScript.

16 июня

16 июня состоялась Божественная Литургия. По ее окончании состоялся чин Крещения для гостей храма, коих собралось великое множество. В тот же день при храме прошла однодневная смена детского православного лагеря под руководством Павла Мурашова.

This slideshow requires JavaScript.

14 июня

В одноименном разделе сайта опубликован №14 «Машезерского вестника».

10 июня

10 июня в духовной жизни поселка Машезеро состоялось воистину грандиозное событие — Архиерейская Божественная литургия. Она стала первой вообще в истории этого древнего поселения: по крайней мере, мне пока не удалось обнаружить в архивах свидетельств на этот счет, говорящих об обратном. Праздничный трезвон встречал митрополита Константина в 10 ч. утра возле стен храма Прп. Серафима Саровского. У входа Владыку уже встречали многочисленные прихожане и настоятель храма отец Константин. С митрополитом приехали также сослужить, помимо о. Константина Савандера, иерей Константин Павлюченко и протодиакон Владимир Морозов. У богомольцев была в тот день уникальная возможность причаститься в Машезере Дарами, которые приготовил Владыка. После завершения Литургии митрополит поздравил машезерцев с праздником всех святых в земле Русской просиявших и вручил благодарственные письма казначею Нине Павловне Лисовой, регенту хора Татьяне и старосте Анатолию Васильевичу Медведеву. А еще владыка Константин вручил  книги о св. царе Николае и преподнес для храмовой библиотеки свою книгу «Апокалипсисы революций». Отец Константин Савандер провел для митрополита небольшую экскурсию по территории, прилегающей к храму, и привел некоторые исторические факты из истории Машезера. Также он преподнес Владыке книгу «Машезеро — моя Родина» (2017) А.Соколова. Ниже приводим видео-проповедь Владыки Константина, которая размещена на сайте eparhia.karelia.ru. Видео службы на нашем сайте смотрите в разделе «Видео». Также имеется наиподробнейший фотоотчет в разделе сайта «Фото» (при копировании ссылку на наш сайт обязательно, автор фото А.Соколов).

3 июня

ПРИОБРЕТАЙТЕ ШЕСТОЕ ИЗДАНИЕ КНИГИ «МАШЕЗЕРО — МОЯ РОДИНА». ТВЕРДЫЙ ПЕРЕПЛЕТ, ФОРМАТ ЭНЦИКЛ., РУЧНАЯ РАБОТА, ТКАНЕВЫЙ ПЕРЕПЛЕТ. 2700 р. Подробности: 8-921-451-93-38.

3 июня

10 июня (воскресенье) в храме состоится архиерейская служба в 10 ч. утра!

30 мая

В одноименном разделе опубликован свежий выпуск «Машезерского вестника» — №13.

28 мая

Сегодня, в День Святаго Духа, в храме Прп. Серафима Саровского прошел, без преувеличения, большой праздник — Симбирским окружным казачьим обществом были доставлены мощи сразу четырех великих святых, глубоко почитаемых в России — Прп. Серафима Саровского, Св. Исп. Архиепископа Луки Крымского, Св. Первомученика Архидьякона Стефана и Свят. Спиридона  Тримифунтского. С ковчегом в храм также была торжественно внесена 200-летняя икона Св. Первомученика Стефана, писанная на Святой горе Афоне, освященная на мощах святого и переданная в Россию. Казаки прибыли с Брянской области по благословению митрополита Константина. Святыни уже успели побывать в разных православных храмах Карельской митрополии. Крупно повезло, можно сказать, и машезерцам. В перерывах между молебнами (их было совершено четыре — в 10, 12, 15 и 17 ч.) верующие смогли приложиться к мощам, старинной иконе, а также приобрести чудодейственные масла, платочки, иконки, акафисты, крестики, четки и другую церковную утварь. С уверенностью можно сказать, что прибытие в старинный поселок Машезеро столь почитаемых святынь — это первый подобный случай во всей истории этого святого края… Несколько слов о Первомученике Стефане, по информационным материалам Казачьего общества. «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе», пишет о нем апостол Лука в книге Деяний апостольских. Апостол и архидиакон Стефан родился в 34-м году от Р.Х. и первым принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. Ему было около 30 лет на тот момент. Стефан особо выделялся среди других: он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против архидиакона злобу и ярость фанатичных иудеев. Они искали случая посрамить его, вступали в публичные состязания о предметах веры. Стефан говорил красноречиво и неотразимо, и иудеи со стыдом прекращали спор. Тогда в озлоблении они возбудили против него народ, схватили, привели на суд, представили лжесвидетелей, которые упрекали Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. А это тяжкое обвинение. Как богохульника его привели за город в долину Иосафатову и, раздев несчастного, побивали каменьями. В отдалении стояла на камне Пречистая Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом и прилежно молила о нем Господа Иисуса Христа, дабы он укрепил мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Стефан увидел в небесах взирающего на него Господа и успел произнести перед смертью: «Господе Иисусе! Приими дух мой! Не вмени им греха сего!», имея в виду своих убийц. В наше время по молитвам верующих совершаются чудеса перед этим образом святого. С Афона икона Стефана была передана верующим России и долгое время находилась в Успенской Церкви Волжской Булгарии, занимая почетное место в иконостасе Алтаря с левой стороны. В годы иконоборчества ХХ столетия икона была спасена и спрятана верующими. Люди молились тайно перед этим честным образом, получая от святого помощь и решение различных духовных и житейских проблем. Известны и факты исцелений обращающихся к этому образу. …Подробный фотоотчет смотрите ниже (сначала 2 фотографии, затем здесь же — слайд-шоу).

This slideshow requires JavaScript.

26 мая

Состоялась очередная Божественная Литургия, после которой в слове к прихожанам отец Константин вновь актуализировал важность системного, непрерывного течения духовной жизни взамен скачкообразного движения на пути духовной лестницы в небо, имея в виду отведение времени на утреннее и вечернее правило, исповедь хотя бы раз в месяц и Причащение, а также посещение храма в воскресный день. В остальные же дни человеку полагается заниматься трудом и саморазвитием.

15 мая

В одноименном разделе сайта опубликован свежий номер «Машезерского вестника» — №12.

12 мая

Состоялась первая Божественная Литургия в храме после зимнего перерыва. В слове к прихожанам отец Константин напомнил собравшейся пастве об установленной самим Господом  необходимости чаще приступать к исповеди и таинству Причащения, причем не по прихоти или от осознания достоинства, а по повелению Господа нашего Иисуса Христа, с искренним смирением и осознанием собственного недостоинства дерзать приступать к Чаше. Если же делать это от случая к случаю или раз в год, то душа наша, подобно грядке, будет постоянно зарастать сорняками и единовременной прополкой едва ли возможно удалить за раз все изъяны в душе, которые копятся в перерывах между Причастием. Лишь войдя в систему духовной жизни и сделав Исповедь и Причастием частью своего бытия возможно в полной мере жить со Христом.

4 мая

ВЫШЕЛ В СВЕТ №11 «Машезерского вестника» в одноименном разделе сайта.

26 апреля

Вышел в свет ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА ВЕСЕННЕ-ОСЕННИЙ СЕЗОН СЛУЖБ В ХРАМЕ Прп. Серафима Саровского (с 1 мая по 31 октября 2018) с богослужебными указаниями и душеполезными изречениями отца Константина на каждый день месяца (май-октябрь). Спешите приобрести! мягкий переплет, 98 страниц, книга переплетена в стальную проволоку. 1600 р. Другого такого нет! 8-921-451-93-38. Фото см.ниже:

25 апреля

Опубликован в одноименном разделе сайта ДЕСЯТЫЙ юбилейный выпуск «Машезерского Вестника».

17 апреля

Публикуем ссылку на видео (автор — Игорь Кузин) с квадрокоптера на последствия пронесшегося над Машезеро смерча 6 августа 2016 г.: https://www.youtube.com/watch?v=8VnITF0-XaE

16 апреля

Опубликован в одноименном разделе №9 «Машезерского вестника».

Сравним уровень снежного покрова в заливе озера (на территории Энергетика-1) в 2016 и 2018 гг. Фото Дмитрия Нечаева ниже:

2016

201831 марта

22 марта

Вышли в свет сразу ДВА номера — №6 и №7 —  «Машезерского вестника». Они размещены в одноименном разделе сайта.

10 марта

Вышло в свет долгожданное ШЕСТОЕ издание книги «Машезеро — моя Родина». 178 страниц, твердый энциклопедический тканевый переплет, издание ручной работы. Экземпляр с уникальными фото стоит 2800 р., без фото — 2500. Тел.: 8-921-451-93-38.

3 марта

Вышел в свет 5-й номер «Машезерского вестника». Он опубликован в одноименном разделе сайта.

27 февраля

Вышла в свет новая книга А. Соколова «Лаура — первая святая Колумбии», посвященная миссионерской деятельности св. Лауры Монтойи в джунглях Латинской Америки в первой половине ХХ столетия. ЭТО ПЕРВАЯ ПОДОБНАЯ КНИГА В РОССИИ О ЛАУРЕ МОНТОЙЕ.  Несмотря на то, что действие происходит в католической Колумбии, автор (находясь полностью на стороне Русской Православной Церкви и разделяя ее взгляды и положения) не рассматривает и не ставит на первое место богословские различия между католиками и православными, а делает упор на саму незаурядную личность Монтойи, ее упорство в достижении своей миссии и бесконечную любовь к Богу, достойную подражания. Автор считает, что книга может быть интересна представителям обеих конфессий. Ссылка на обложку см. ниже. Формат обычный, мягкая обложка, около 30с. Имеется вклейка с черно-белыми фотографиями. ЦЕНА книги — 500 р. Издается на авторские средства. См. фото обложки ниже. Обращаться: petrovestnik@mail.ru / 8-921-451-93-38.

***

21 февраля

В одноименном разделе, а также здесь ниже (ссылка) опубликован ЧЕТВЕРТЫЙ выпуск «Машезерского вестника».

Машезерский вестник №4 2018

14 февраля

Опубликован в одноименном разделе ТРЕТИЙ номер «Машезерского вестника». Ссылка имеется и здесь ниже.

Машезерский вестник №3 2018

9 февраля

Публикуем ПЕРВЫЕ ДВА номера нового интернет-издания «Машезерский вестник» (ссылки прямо ниже). Также номера доступны в отдельном разделе этого сайта. Приглашаем к сотрудничеству всех, кто владеет пером, фотографией — будем вместе делать «Машезерский вестник». Материалы можно присылать: petrovestnik@mail.ru

Машезерский вестник №1 2018

Машезерский вестник №2 2018

6 февраля

Машезерский странник

Народ в поселке Машезеро так и окрестил этого невиданного доселе гостя – машезерский странник. Появлялся он всегда внезапно то в одном конце поселения, то в другом. Никто из жителей никогда не мог с точностью предсказать, где странник появится в следующий раз, может, прямо у порога вашего дома. Казалось бы, самый обыкновенный человек… Хотя, обыкновение это улетучивалось хотя бы при беглом взгляде на пришельца – одежда выдавала его непонятное происхождение, причем как географическое, так и временное: летние хлопковые широкие штаны салатового цвета, косоворотка с подпоясанным тюменьским ремнем-новоделом и бляхой «Серафим Саровский», на ногах не что-нибудь, а самые настоящие лапти. Да мешок за спиной. Ни дать, ни взять, истинный странник из далекого прошлого. Соломенная шляпа прикрывала слегка прищуренные глаза от палящего летнего солнца. Кожа на руках и лице слегка потрескалась. По возрасту выглядел человек лет на 37-39, борода на лице не выдавала истинный возраст (стрелка указывает на стоящего возле дома Силона).

Впрочем, имя у странника было. Он и сам не раз представлялся при встрече с машезерцами: «Силон. Мы Силон». Почему-то о себе в третьем лице. Ну да ладно. В разговорах третье лицо уже не упоминалось, только при представлении себя. Появился Силон в Машезере несколько лет назад. Точный год стал предметом жесточайших споров во время собрания одного из садоводческих кооперативов. Очевидно, дела в садоводстве шли так хорошо, что обсуждать уже было нечего, разве что дату точного прибытия странника в их поселок.

Поселение Машезеро насчитывает несколько тысяч домов и свыше 4000-х тысяч жителей. Впрочем, 97% из них составляют сезонные дачники, а местных жителей можно пересчитать по пальцам. Когда-то было не так. Появление садоводо-огороднических товариществ в самом конце 1960-х гг. cпасло деревню от вымирания и полного исчезновения. Машезеро и раньше-то не было крупным географическим пунктом, а после Великой Отечественной войны и вовсе стало хиреть. Дела в местном колхозе «Вторая пятилетка» шли из рук вон плохо, и в 1956 г. он распался. Как раз в стране стали выдавать паспорта сельским жителям, и многие перебрались, очевидно, в Петрозаводск. Появление новых сил в виде дачников от разных ведомств вдохнуло живую струю в угасавшую деревню, в котором даже храма не было аж с 1939 г. (сгорел). Строительство дач развернулось решительными темпами, и вскоре среди натыканных домиков уже трудно было различить истинно деревенские дома, оставшиеся еще с дореволюционных и послевоенных лет.

Если посмотреть на историю поселка (а ныне это поселок, поскольку с 2006 г. в Машезере действует храм Прп. Серафима Саровского) чуть дальше вглубь, то мы с удивлением узнаем, что до революции это, казалось бы, забытое Богом место вовсе не было забыто ни Богом, ни людьми: на близлежащем острове до 1764 г. располагался мужской монастырь в честь Святого Пророка Илии, святого аскетичного и сурового, как и весь карельский северный край с его природой. После упразднения монастыря осталась Ильинская церковь, куда, особо по праздникам, стекались сотни благочестивых богомольцев. На материке имелась другая теплая церковь в честь святого Василия Великого, у плотины (место слияние озер Машезеро и Гурвич) – часовня в честь Богородицы. В 1903 г. была построена церковь Прп. Серафима Саровского. В православном отношении край, можно сказать, процветал, а петрозаводский купец Пименов следил за качеством дороги, соединявшей город и Машезеро. Революция 1917 г., конечно, наделала шороху в головах людей. Что-то пошло в стране не так. Старые ориентиры жизни были утеряны, новые же не смогли заменить старых, а явились какой-то смесью новой идеологии и, как ни странно, самого Евангелия. Людям предлагалось жить по–новому, но как, видимо, не знали и сами организаторы революции. Не знаем мы и до сих пор.

Впрочем, людей православных такой вопрос не должен особо волновать, поскольку их-то ориентиры никто не смог сломить. Путеводная звезда – Христос и его книга Евангелие – как была таковой для миллионов верующих во все времена, так и остается. И слава Богу. Не стоял вопрос со смыслом жизни и Силона. Он явно был человеком верующим и набожным. Господи, побольше бы таких в наши смутные времена. Иногда из-под косоворотки проглядывала у Силона серебряная цепь. Возможно, она носила на себе большой крест на груди машезерского странника, поскольку для нательного крестика была слишком уж велика. Времена меняются, проходит мода, подвергаются сомнению мысли, чувства, поступки. Да только вера остается. Правда-то одна – и на небе, и на небеси. Силон олицетворял собой как бы переход, связь между временем ушедшей дореволюционной России и днем ХХI века. Люди по-разному воспринимали Силона, но в большинстве случае все-таки проникались и его одеждой, и манерами, и образом мыслей. Очевидно, что-то подсознательно тянуло их к машезерскому гостю, который обладал чем-то таким, что мы безвозвратно потеряли за прошедшие 100 и более лет в своем менталитете и национальном характере. А что же это? Думаю, доброта, вера и сострадание. Чего душой кривить, в нынешних наших людях эти черты встретишь совсем не часто, зачастую в периоды экстренных внештатных ситуаций, когда проявляются на волю наши скрытые черты характера, дремлющие под рубахой. А вот в Силоне они не дремали. Вера, доброта и сострадание к ближнему никуда не исчезали с его лица, сочетаясь в чертах каким-то непостижимым образом одновременно. При встрече с ним некоторым просто хотелось расплакаться и покаяться за свои прегрешения. Ах, как же низко мы все пали, что очерствели душой. Прости нас, милосердный Господи, за наши ежедневные падения. Дай нам сил встать и сражаться с невидимыми врагами жизни нашей и впредь, дай время для покаяния.

Порой возникало ощущение, что не дачники-машезерцы, а Силон – истинный обитатель этой православной святой земли, где подвизался игумен Иоасаф Машезерский с монахами. Земной путь некоторых из них (в том числе и Иоасафа) прервался на острове во время набегов шведских захватчиков в конце XVI века. Настолько органично сливался Силон с природой и как будто ощущал край своим. Возможно, так и было в действительности, поскольку сколько бы ни допытывались машезерцы о родине Силона, никто не преуспел в расспросах. Силон уклончиво отвечал, что он то здесь, то там. В другой раз мог заявить, что он олончанин и, глядя на его одежду, трудно было сообразить, что он имеет в виду – олончанин как житель Олонца или же олончанин как житель Олонецкой губернии, как и звали до образования республики всех жителей Карелии. А то мог и вовсе сказать так: «Быть мне там куда Иисус Христос перстом ткнул». И точка. Ничего тут не добавишь и не убавишь. Посему машезерцы вскоре махнули рукой и уже более не интересовалиь происхождением Силона. Его никто не спрашивал, а он и не говорил.

Но вот поговорить с людьми Силон любил. Подойдет к развалившейся в гамаке праздной особе, громко слушающей музыку и резко убавит звук. Ну, тут особа начнет в хвост и гриву распинать невоспитанного мужика, а тот:

— Да ты оглянись вокруг, дурёха! Послушай!

Стоят, слушают.

— Что  я должна слушать?! – вопит дачница.

— ТИШИНУ. – спокойно ответит Силон, сядет на траву и слушает. Потом:

— Ну разве не радость какая, ощущать себя частью природы, которую мы сами загаживаем и отстраняем от себя. Впрочем, природа без нас проживет, а вот мы без нее? А, то-то же. А ты, барышня, отгородилась от всего мира своим магнитофоном, живешь в своем выдуманном мирке, а жизнь проходит быстро, как волна к берегу стремится. И угасает волна, как и земная жизнь когда-нибудь. А ты время тратишь.

— Моё время, хочу и трачу! – огрызается барышня, не скрывая своего презрения к непонятно вообще кому. И откуда он взялся, да еще на моем участке?

— Твое, конечно, — кивает Силон. – А я вот трачу на тебя своё. Опомнись, дурище. Скинешь пелену с глаз, и мир к тебе повернется, начнешь ценить вещи, доселе тебе невиданные. Сейчас не поймешь, после осознаешь. Сладка эта жизнь тебе с магнитофоном? А та еще слаще покажется, нужнее и осмысленнее, когда поймешь, что ты – творение Божие, призванное творить высокую миссию – стремиться к вечной жизни. Там не будет магнитофона, но там будут такие вещи, какие тебе и в лучшем сне никогда не приснятся. Скинь грехи, как грязь, и иди к другой жизни уже здесь, на земле. Голова пойдет кругом у тебя, когда осознаешь всю важность своей миссии. Дело тебе говорю. Прощай.

И Силон, с интересом посмотрев на барышню, исчезает за поворотом. Музыкальная барышня остается в смятении. Вроде, и нынешнее положение ее устраивает, и музыка-то хорошая, но новая, доселе не слыханная миссия, заставляет ее лишний раз не крикнуть бранное слово, а замолкнуть и начать осмысливать только что услышанные от машезерского странника слова. Бредит ли он иль взаправду?

Вот таких историй каждый дачник может привести с ходу и не одну. Впрочем, православными нравоучениями Силон не ограничивался. Вера без дел мало что стоит. Нередко видели его помогающим крепить стропила на крыше Ивана Лопатина, пилящим дрова старушке Маргарите Федоровне. За ночь в кооперативе»Энергетик-1» на дорожке, ведущей на колодец, появились дощатые мостки. Жители близлежащего дома не слышали ни одного стука молотка. Дивны дела твои, Господи. Ржавые ворота многих кооперативов приобрели второе разноцветное дыхание, покосившиеся заборы поправлялись Силоном когда тайно, а когда и явно вместе с хозяином. Привезенные 5 кубов дров в местный приход за ночь превратились в аккуратную поленницу уже под крышей сарая, а из приходской шлюпки всегда была вычерпана вода (лодка протекала) и накопаны черви для старосты храма. Баночка лежала в одном и том же месте. Люди чаще всего благодарили Силона различными кушаниями, а то и одеждой. И если еда принималась им всегда, то одежда оставалась на нем неизменной. Его соломенную шляпу местные рыболовы не раз видели среди деревьев на Ильинском острове, куда прошлым летом особенно часто ездил Силон, и удивлялись: что бы ему там делать? Рыбачить? Вокруг острова места действительно удачные для клева. Невдалеке имеется густая заводь, где водятся щуки. Силон упросил Нину Григорьевну пользоваться на время ее лодкой, а взамен исправно колол ей дрова и починил сарай. Нина Григорьевна была вдова и жила много лет в одиночестве, на мужскую силу ей рассчитывать уже не приходилось.

Как-то раз вернувшийся сентябрьским днем рыбак Митрич с порога сообщил своей супругу Настасье Филипповне:

— Настюша, а ведь на острове кто-то поставил киот! Стоит себе аккуратненький домик метр на метр и два в высоту рядом с поклонным крестом, где раньше церковь Ильинская была. Дверь на шпингалет закрыта. Открываешь и видишь на стенах развешанные иконы пророку Илье, Серафиму Саровскому, Богу нашему и Богордице. Ящички с песком имеются для свечей. В общем, всё, как подобает. Съездим-ка еще разок как-нибудь, покажу.

— Кто же этот умелец? – задумалась обрадованная Настасья Филипповна. – Почитай, сорок пять лет уже как сгорела та прежняя церковь и не было с тех пор на острове ни одной новой постройки. Видать, пришло время изменений к лучшему.

— Я так думаю, что это Силон построил, — предположил Митрич, расставляя в углу сарая удочки.

— С чего ты так порешил? – Настасья Филипповна села на крыльце и смотрела на мужа.

— Его часто видели этим летом там, — кивнул в сторону острова Митрич. – Степан и Димка, да еще впридачу сторож нашего кооператива разом думали, будто Силон рыбачить ездить в те края. Похоже, он строил. Надо у Нины Григорьевны спросить – Силон лодку у нее арендовал.

— Ну что ж, раз никто из местных не сподобился построить, пускай гость наш решился на сей подвиг, — вздохнула Настасья Филипповна. – Ты меня и правда свози в это воскресенье, вместе посмотрим.

Киот взаправду вышел симпатичный и компактный. Обшит он был профильным железом бежевого цвета, на крыше – тоже профиль, но уже зеленый. Венчал крышу позолоченный крест. Перед дверью – ступенька. Теперь посетители острова могут не только прибраться на могилах своих родственников, похороненных на этом же острове в другой его части, но и зайти в киот и поставить свечки за здравие и упокой. Добавим ко всему прочему, что Нина Григорьевна так и не призналась, возил ли Силон материалы на остров.

Кстати, сказать, с Силоном наш герой Митрич встретился осенью в местном магазине – он как раз закрывался через два дня, и местное население спешило отовариться по максимуму, дабы не ездить за каждой мелочью в город за 25 километров. Можно и по прямой в 10 километров, но дорога та старая и ухабистая, не каждый уазик решится проехать, особенно весной и осенью.

— Чего грустишь? – спросил Силон у Митрича, внимательно вглядываясь в лицо рыбака.

— На пенсию проводили, — вздохнул Митрич, почесывая затылок. – Даже спасибо не сказали за многолетний труд на производстве.

Силон поставил сумку на пол, бухнулся на колени и сделал земной поклон на восток. Потом вставл к удивлению всех присутствующих в магазине и самого Митрича и произнес:

— Вот так тебе нужно было поступить при выходе на свою пенсию. Если же ты вышел на нее, имея за плечами добрые дела и полезные приобретения, то хорошо же. А если мерзкие лихоимства и дела мерзкие были, то огорчайся, что не дали тебе еще дружного пинка в задние ворота.

— Все равно сожалею как-то, что еще один этап в жизни закончился, — не унимался Митрич, обдумывая услышанное.

— Потом будешь сожалеть о том, что сожалел сейчас, — возразил Силон и взял сумку в руки. – Где же конец сожалениям и начало благодарению?

И с этими словами, забрав только что купленные хлеб и булку, вышел из магазина и по привычке растворился в воздухе, сколько бы потом ни бегал вокруг магазина в поисках странника Митрич.

Один богатый коммерсант, живущий в Машезере, рассказывал, что и ему довелось пересечься с Силоном. Тот упрекнул его за то, что тот живет на широкую ногу.

— Имею право, я честно заработал, — сказал коммерсант.

— Сокровища следует собирать не на земле, а на небе, — спокойно сказал тому Силон. – Ведь не на своей же дорогой машине ты собираешься въехать в Царство Небесное? Или на ней?

— Посмотрим, — уклончиво ответил коммерсант и ухмыльнулся.

— Толку-то в твоем богатстве, — пожал плечами Силон. – Иные собирают его, кичатся им, ночами не спят, стерегут. Думаешь, они счастливые люди? Жалко мне их. Сами себя обкрадывают, как и ты сам себя. Только не понимают этого. На бренное железо тратят деньги, нервы, а жизнь проходит незаметно и в итоге подходят к финишной прямой с нулевыми очками. Приза не видать, как своих ушей. Бросай всё и изучай себя, трать время на делание добра, исправление своих многочисленных грехов. На исповеди-то, поди, ни разу не был?

— Твое-то какое дело? – огрызнулся коммерсант. – Чего ты суешься не в свои дела.

— Не у дел я, когда себе хапают, побольше да побольше, забывая себя, как в зеркало забывают посмотреться, — сказал Силон, не смущаясь. – И очень я у дел, когда за правду, когда нужно же кому-то открывать людям правду, которую сами от себя прячут и не хотят знать. Знавал я одного богача, у которого после смерти были найдены вот такие вещицы… Не уходи, я тебе даже перечислю кое-что из его скарба: два серебряных блюда, сукна гвоздичное, алое, темно-коричневое, васильковое, темно-лимонное, несколько седел для верховой езды, бархатные подушки, росписные одеяла, пять или шесть шуб, меха беличьи и соболиные, коллекция сабель, рога различных диких животных, турецкие платки, костюмов штук двадцать, пар обуви не пересчитать, драгоценностей два ящика. Интересно, как же тот богач все это добро возьмет с собой в Царствие-то Небесное? А никак. Там оно ему не будет нужно. Всё обесценивается, да только душа чего-то и стоит на суде. Бывает, мало стоит, тогда и разговор с ней короткий за неистовство ее, а уж если чего доброго сотворила в этом мире, еще обсудят на суде.

Вот такое разговор состоялся у Силона с предпринимателем. Последний раз видели Силона в храме, куда он, естественно ходил каждую неделю на службы. Как всегда, встал с краю и отрешился. По окончании служб больше в Машезере его не видели. Некоторые жители обеспокоились судьбой странника, большинство же спокойно отнеслось к его исчезновению – странник на то и странник, чтобы кочевать и не сидеть на месте. Видно, понес Силон слово Божие в другие края. Ведь каждый христианин призван быть проповедником своей религии. И сейчас, уверены, Силон выполняет где-то свою миссию. Может быть, он еще приедет когда-нибудь в Машезеро.  А люди же пускай помнят его, да почаще в себя заглядывают. Ведь если хоть десять, двадцать человек от встреч с Силоном станут чище, добрее и милосерднее, значит старания Силона не пропали даром.

28 января

Остров Св. Ильи Пророка, фото от 28 января. Киот в честь Иоасафа Машезерского. Смотрим фото.

24 января

Предлагаем приобрести 5-е издание книги о Машозере с древних времен до наших дней. Книга называется «Машозеро — моя родина» (2017). На страницах нашло отражение истории первого в Машозере кооператива «Энергетик-1» (он был создан самым первым) на фоне истории всей деревни. Приводится масса любопытных исторических фактов, быть может, и несколько разрозненного характера, но дополняющих и создающих общую картину жизни прошлых поколений машозерцев. Издание ручной работы, в твердом тканевом переплете. 145 страниц. Для заказа E-mail для связи: petrovestnik@mail.ru ИЛИ 8-921-451-93-38. Стоимость книги — 1500 р. (на фото это белая обложка)   Книгу вам передадут из рук в руки. Имеется один экземпляр в плотно-картонном бордовом переплете (обложка заводская) за 1200 р.ТАКЖЕ имеется в наличии один экземпляр 2016 года см.ниже (тоже изд.5), но с типографскими досадными опечатками, зато с обилием цветных и черно-белых фотографий, в том числе уникальных! Цена этого экземпляра (единственного) в бархатном переплете — 4000 р. (из-за фото). Ниже смотрите фото того самого экземпляра за 4000 р. с фотографиями внутри:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

20 января

В разделе «Дневник машозерской погоды» добавилось описание погодных условий в Машозере с май по октябрь 1997 года.

19 января

Cвятое Богоявление (Крещение Господне) — большой христианский праздник, напоминающий нам событие далекого прошлого, а именно крещение Господа нашего Иисуса Христа. Православным христианам нам нет нужды пересказывать содержание этого дня, выскажем лишь скромное суждение, что день сей — это и обращение (напоминание) к событию нашего с вами крещения, которое состоялось либо в раннем детстве, либо в уже зрелом возрасте (для кого-то это таинство еще впереди). Таким образом, вспоминая событие из жизни Христа, мы невольно смотрим на свою жизнь через призму крещения собственного — насколько наши поступки и весь образ жизни соответствуют тому важному обету, что мы, по сути, давали, крестясь от Духа Святого. И вот это несоответствие той важной миссии (мы как носители Духа Святого в себе) и греховной жизни заставляет сегодня с особым усердием, вниманием проанализировать свою христианскую жизнь. У кого-то одна длится с молодости, кто-то еще недавно переступил за церковную ограду. Погружаясь сегодня в ледяную иордань, лишний раз полезно вспомнить, давно ли ты был на исповеди, которая как таинство призвана очищать от греховной шелухи нашу душу. Само погружение, скорее, символизирует нашу готовность и настрой хоть чуточку измениться к лучшему. Ведь само крещенское купание не омывает грехи. Окунуться, чтобы затем решиться и прийти на разговор с Богом в храм, начисто отринув заблуждение «Бог в душе, зачем мне храм?». Освященная крещенская вода придает нам силы и еще большую веру в участии Бога в жизни, если только мы сами захотим этого божественного участия.

В храм Прп. Серафима Саровского в Машозере на Божественную Литургию в этом году собралось свыше 40 человек самых разных возрастов. Опоздавшие теснились в притворе — храм едва вместил всех богомольцев. Праздничный звон призвал собравшихся на совместную молитву и в ней, несомненно, имеется польза как для каждой души, так и для всего поселка Машозеро — старинного карельского поселения, которое пережило за разное время истребление монахов на монастырском острове, закрытие монастыря, пожары церквей. Совместная же молитва в Машозере очищает духовную атмосферу этого чудного края, лишает силы различные отрицательные энергии, оставшиеся с прошлого. В результате духовная жизнь прихода развивается без малого уже 20 лет. По окончании Божественной Литургии отец Константин совершил чин великой агиасмы, и затем благочестивые богомольцы прошли крестным ходом вокруг храма, спустившись затем на берег озера к заранее подготовленной иордани в форме креста (за нее отдельная благодарность машозерам Александру и Олегу). После торжественного освящения купели настоятель и прихожане проследовали в храм, где отец Константин обратился к единоверцам с такими словами:

 «Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Крещением Господним! Крещение раньше праздновалось с Рождеством и раньше этот праздник назывался Богоявление, потому что воистину когда Господь крестился, то Иоанн поначалу возбранял ему, сказав: «Мне должно креститься от тебя, ибо недостоин я и развязать ремешок на твоей обуви». Но так должно нам исполнять всякую правду, сказал в ответ Господь. Иоанн Креститель понял и совершил Крещение, потому что Господь пришел исполнить тот закон, который был дан Богом для людей. Господь вошел в человека, стал человеком, чтобы показать, что закон десяти заповедей исполним, вопреки бытовавшему тогда мнению. Господь пошел путем самого обычного простого человека. Он крестился и начал свой путь восхождение на крест. В тот момент Дух Святой видимым образом в виде голубя сошел на него. И тут был громогласный голос: «Сей есть сын мой возлюбленный, о нем же благоволение». Мы можем сказать, что тогда явились три ипостаси Святой Троицы — Бог-отец явил себя голосом, Дух Святой — в виде голубя и Господь Иисус Христос сын Божий, пришедший за землю исполнить спасение людей. Дорогие братья и сестры, каждый из нас тоже крестился и должен об этом помнить. Раньше к этому серьезно относились и даже сегодня, когда в Египте христиане крестятся, они понимают прекрасно, что идут на смерть, мученичество, испытание. Даже делают себе татуировки в виде креста на видимых частях тела, чтобы нательный крест можно было снять, а крест, нарисованный на теле, уже не снять и, таким образом, быть способным и готовым пострадать за веру. Таким образом, если человек надевает на себя крест, то это большая ответственность, вызов злу. Человек как бы вступает в войну за свою душу. И соответственно эта война бывает трагична, тяжела и в ней нужно победить, выстоять и остаться христианином, несмотря на беды, валящиеся как из рога изобилия. К сожалению, Господь не обещал нам безпроблемной жизни. В мире скорбны будете, вот его слова. Он нас предупреждал об этом. Поэтому мы должны настроиться на терпение скорбей, так как мы все хотим попасть в райские обители. Но что это такое? Это неизреченная радость, неизреченное счастье, веселье и удовольствие и это нужно заслужить. Как? Если у нас есть великие добродетели, то мы можем попасть в рай. Но у нас ни у кого их нет, поэтому приходится терпеть скорби и жить по принципу «претерпевший до конца, тот спасен будет». Дорогие братья и сестры, желаю вам в это Крещение меньше скорбей, меньше сложностей жизни. Пусть бы Господь дал нам сил пережить все то, что уготовано нам пережить и остаться христианами, нормальными людьми, не сломавшись, не впав в депрессию и уныние. Дорогие братья и сестры, с праздником вас Крещения Господня!»

Праздник продолжился за щедро накрытыми столами в приходском доме (поблагодарим за организацию Нину Павловну, Анатолия Васильевича и других машозеров). Некоторые смельчаки успели перед этим погрузиться в крещенскую купель под радостные возгласы собравшихся прихожан. Праздник удался! Подробное освещение события смотрим в разделе «Фото» (альбом в формате «слайд-шоу»).

8 января

Создана новая страничка на данном сайте — «Дневник машозерской погоды» (с 1981 г.). Страничка будет постоянно обновляться.

Сообщаем, что осталось в наличии три последних экземпляра 5-го издания книги о Машозере с древних времен до наших дней. Торопитесь приобрести! Книга называется «Машозеро — моя родина». На страницах нашло отражение истории первого в Машозере кооператива «Энергетик-1» (он был создан самым первым) на фоне истории всей деревни. Приводится масса любопытных исторических фактов, быть может, и несколько разрозненного характера, но дополняющих и создающих общую картину жизни прошлых поколений машозерцев. Издание ручной работы, в твердом тканевом переплете. 145 страниц. Для заказа E-mail для связи: petrovestnik@mail.ru  Стоимость книги — 1500 р. Также обращаемся ко всем прихожанам: если в вашем домашнем архиве есть какие-либо фотографии советского периода с видами Машозера, пожалуйста, присылайте, какие сочтете нужными: мы выставим их на нашем сайте.

 5 января 2018 (фото того же дня)

(9)